Этапы развития экономической теории

Основные этапы становления и развития экономической теории

Возникновение и эволюция политической экономии до конца XIX века. Основные направления современной экономической теории

Цель темы — раскрыть процесс становления экономической теории в контексте исторического развития человечества, представить основные направления и школы экономического учения, их сильные и слабые стороны, показать их влияние на экономическую политику государства.

§ 5. Возникновение и эволюция политической экономии до конца XIX в. Марксизм и современность. Историческая школа и маржинализм

Зарождение политической экономии. Еще в последней трети XV в. возник «меркантилизм» (от фр.

«mercantilisme» — «торговец», «купец») как ï Первая школа политической экономии. Это учение отражало интересы торговой буржуазии в период первичного накопления капитала. Основной формой богатства представители меркантилизма считали золото и серебро, которое, по их мнению, накапливается в результате внешней торговли.

На первом этапе своего развития (XV — начало XVI в.) меркантилизм приобрел форму монетаризма, который идеализировал благородные металлы и считал их единственной формой богатства. Поэтому представители монетаризма выступали против вывоза денег из страны, за ограничение импорта и т. п. Позднее сторонники меркантилизма, напротив, выступали за расширение внешней торговли, разрешение вывоза денег из страны. Некоторые из них требовали обложения иностранных товаров высокими налогами, ратовали за достижение активного торгового баланса путем развития национального производства и вывоза части товаров за границу, за усиление роли государства. Представитель французского меркантилизма Монкретьен рассматривал деньги как товар, однако не мог объяснить, почему товар в своем движении изменяет вещную форму на денежную и наоборот. Западноевропейские меркантилисты единственным источником прибыли называли неэквивалентный обмен. В целом меркантилизм для своей эпохи был прогрессивной экономической теорией, впервые вскрывшей основную цель развития капиталистического способа производства.

Недостатками меркантилизма были, во-первых, неправильная трактовка источника богатства, прибыли и их основных форм; во-вторых, ошибочное определение собственной стоимости денег (меркантилисты считали, что эта стоимость обусловлена природными свойствами золота и серебра); в-третьих, рекомендации ранних меркантилистов запретить вывоз денег из страны, ограничить импорт сдерживали развитие торговли; в-четвертых, предметом политической экономии они считали отношения в сфере обращения.

Поскольку эта школа отражала в основном интересы торговой буржуазии, то уже в конце XVI — в начале XVII в. ее идеи вошли в противоречие с интересами промышленной буржуазии. В мануфактурный период развития капитализма во второй половине XVII в. ей на смену приходит классическая политическая экономия. ; Классическая политическая экономия. До первой половины XIX в. мировая экономическая мысль развивалась в рамках классической политэкономии. Ее родоначальниками считаются английский экономист У. Петти и французский ученый П. Буагильбер, заложившие основы трудовой теории стоимости. Дальнейшее развитие классическая политическая экономия получила в работах физиократов Ф. Кене и А.Р.Ж. Тюрго (Франция). Ее наивысшее достижение — труды английских экономистов А. Смита (1723-1790)

и Д. Рикардо (1772-1823).

Классической политической экономии принадлежит ряд важных научных открытий. Она сосредоточила внимание на анализе отношений материального производства и изучении объективных закономерностей его функционирования и развития. Классики, создавшие основы трудовой теории стоимости, исследовали доходы основных классов буржуазного общества, механизм конкуренции, кредита, денежного обращения. Классическая политическая экономия впервые поставила задачу изучения экономических законов, признавая их объективный характер, исследовала механизм действия, обосновала необходимость учета и использования этих законов в хозяйственной практике и экономической политике. Источник стоимости классики усматривали в различных формах производительного труда. А. Смит четко разграничивал валовой продукт и чистый национальный доход, основной и оборотный капиталы.

Рыночную экономику представители классической политэкономии рассматривали как саморегулирующуюся систему, наиболее эффективно распределяющую ресурсы. Согласно выводу А. Смита, рыночной экономике необходима наибольшая экономическая свобода. Заинтересованность в прибыли в условиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех. По мнению А. Смита, государство не должно вмешиваться (или может вмешиваться лишь минимально) в процесс развития рыночной экономики, но оно должно защитить конкуренцию от самих предпринимателей, не допуская ее ограничения, а также создать общие условия производства, развивать образование, строить дороги, мосты, обеспечивать связь. Он утверждал, что принятие государством законов только мешает экономической системе. Принцип свободной конкуренции, по мнению А. Смита, наиболее полно реализуется в процессе свободного перемещения рабочей силы, свободной купли-продажи земли, свободной торговли и отмены государственных регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли.

Заслугой Д. Рикардо было четкое разграничение потребительной и меновой стоимости, сведение источника стоимости товара к труду. Он обращал внимание на двойственный характер труда, неравенство между заработной платой работника и стоимостью продукта его труда, что в дальнейшем стало предпосылкой для выяснения сущности капиталистической эксплуатации. В учении Д. Рикардо нашла свое отражение теория прибавочной стоимости. Им сформулирован закон обратно пропорциональной зависимости между величиной заработной платы и прибылью, выяснен механизм дифференциальной ренты и др.

К сожалению, последующие представители классической школы политической экономии, такие какДж. С. Милль, Мак-Куллох и другие не смогли развить научные элементы учения А. Смита и Д. Рикардо.

Основные недостатки классической школы политической экономии заключаются в следующем: 1) А. Смит, анализируя процесс воспроизводства

общественного капитала, стоимость совокупного общественного продукта свел только к величине заработной платы и прибыли; 2) Д. Рикардо определял стоимость товара через механизм спроса и предложения; 3) классики не смогли научно обосновать стоимость товара рабочая сила; 4) А. Смит и Д. Рикардо понятие «капитал» свели лишь к его вещному содержанию — средствам производства, отождествив его с последними; 5) классикам не удалось выделить наиболее абстрактную и наиболее общую форму стоимости продуктов труда; 6) Д. Рикардо отождествлял формы проявления закона стоимости с самим законом, собственное содержание стоимости с ее компонентными формами (например, средней прибылью, ценой производства), а прибавочную стоимость — с такими формами ее проявления, как прибыль, рента; 7) предметом политической экономии представители этой школы считали изучение природы богатства, хотя в трудах Д. Рикардо заметны попытки отойти от такого понимания предмета политической экономии; 8) капиталистический способ производства они считали вечным строем, то есть не учитывали при его рассмотрении принцип историзма; 9) игнорировали или существенно недооценивали роль государства в хозяйственной жизни, что было естественным в тот период.

Во Франции национальным вариантом классической школы политической экономии были физиократы (от греч. phisis — природа и kratos — власть), которые в отличие от меркантилистов, источником общественного богатства считали не сферу обращения, а сферу производства благ природного происхождения. Земля, по их мнению, является наибольшей ценностью. С точки зрения физиократов — экономистов Ф. Кене, Ж. Тюрго и других, капитал — один из факторов производства, а прибыль — форма дохода с капитала. Они ввели в научный оборот категорию «чистый продукт», в качестве которого рассматривали стоимость произведенной сельскохозяйственной продукции за вычетом всех затрат. В этой связи источником богатства было названо превышение производства сельскохозяйственного продукта над его потреблением. Промышленность, транспорт и торговля, по мнению физиократов, — бесплодные сферы, а труд людей и предпринимателей лишь средство покрытия расходов на их существование. Они полагали, что экономическая политика должна осуществляться в соответствии с принципом «разрешайте делать, что хочется, и идти, куда хочется». Ф. Кене разработал экономическую таблицу, в которой впервые предпринял попытку количественного макроэкономического анализа натуральных и денежных потоков материальных ценностей в народном хозяйстве. Эта таблица стала прообразом методов анализа системы «затраты — выпуск», использующихся и в XX в., в которых раскрываются связи межотраслевого баланса.

Наряду с классической школой политической экономии, возникает вульгарная буржуазная политэкономия, представители которой, в частности, английские экономисты Т. Мальтус, С. Сениор и др. пытались сознательно фальсифицировать реальную действительность. Так, Т. Мальтус, например, трактовал сущность закона народонаселения как увеличение численности населения вследствие его роста в геометрической прогрессии, в отличие от расширяющегося в арифметической прогрессии производства продуктов питания, что должно сопровождаться снижением заработной платы работников до уровня удовлетворения физических потребностей, регулирующего воспроизводство населения. Научная несостоятельность такой трактовки закона народонаселения будет показана далее.

Конструктивные идеи классической школы буржуазной политической экономии получили свое дальнейшее развитие в марксистской политической экономии.

Марксизм и современность. К. Маркс довел до уровня научной теории идею классиков политической экономии о двойственном характере труда (в их работах не было четкого разделения потребительной стоимости и стоимости, абстрактного и конкретного труда). Он установил, что обмен является существенным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимости товара, его реализации. К. Маркс выделил понятие рыночной средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены под влиянием спроса и предложения. Он развил диалектический метод познания, в частности, выделил специфические формы противоречия в современной ему экономической жизни, непосредственное содержание и общественную форму экономических процессов и явлений, раскрыл глубинную сущность капитала, выявил антагонизм капиталистического производства, одна из форм которого — противоречие между живым и овеществленным трудом. К. Маркс по-новому определил предмет политической :’ экономии, которая должна изучать не только законы распределения произведенного продукта (как считал Д. Рикардо), но и непосредственного Производства, обмена и потребления, исследовать производственные отношения между людьми во всех сферах и фазах общественного воспроизводства во взаимодействии с развитием производственных сил. Он отметил прогрессивную роль акционерной собственности. К. Маркс экономически доказал объективно преходящий характер современного ему общества, обусловленный прежде всего прогрессом производительных сил, обобществлением производства и труда. Он доказал также преимущества коллективных форм производства над индивидуальными, частными, обосновал объективно неизбежное возрастание роли крупных предприятий и процесс возникновения монополий, а также рост экономической роли государства в условиях капитализма. Вместе с Ф. Энгельсом К. Маркс раскрыл диалектику форм собственности (индивидуальной, акционерной, государственной), возрождение индивидуального присвоения на основе коллективного труда. К. Маркс создал теорию экономических кризисов, схемы воспроизводства, а также учение об общественно-экономической формации, причинах их смены на основе развития внутренних, противоречий. К. Маркс раскрыл сущность абсолютной ренты, обосновал теорию цены производства и дал общую характеристику капиталистической эксплуатации.

Однако марксистское экономическое учение не лишено недостатков. К ним относится, прежде всего, непоследовательное, в значительной мере, одностороннее применение закона единства и борьбы противоположностей к отношениям между двумя основными классами буржуазного общества. Игнорируя требование основного закона диалектики любое явление рассматривать с позиции единства и борьбы противоположных сторон, основоположники марксизма-ленинизма делали акцент только на борьбе, отмечая, что разрешение противоречия между основными классами буржуазного общества возможно лишь вследствие уничтожения одного класса другим. Но в первые годы советской власти В. Ленин внес некоторые коррективы в практическую реализацию этого принципа, приобщая к строительству социализма буржуазных специалистов.

История развития экономики

История развития экономики представлена двумя этапами – классическим и современным.

В рамках классического этапа автором первых трудов, связанных с экономикой. Считается Аристотель. Он рассматривает процессы обмена товаров, основывая, тем самым, новое научное направление.

Первой крупной экономической школой была школа меркантилизма (мерканте) — греческое слово, означающее «купец». Источником дохода они полагали торговлю, в качестве единственного истинного богатства рассматривали золото и серебро. Одним из ярких представителей меркантилизма был Антуан Монкретьен.

Вторая школа — школа физиократов (Франсуа Кене, Дюпон де Немур). Физиократы считали, что производительным является труд только в сельском хозяйстве, и источники дохода они видели в сельскохозяйственном труде.

От физиократов осуществился переход к классической экономике. Яркими представителями были Адам Смит и Давид Рикардо. Они явились родоначальниками современной политэкономии. Они провозгласили источником богатства производство вообще. Они показали, что работники производства создают стоимость, большую стоимости существования, отсюда возможность эксплуатации человека человеком. Главный труд А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» стал первым настоящим учебником политэкономии.

Особую роль в развитии политической экономии играет марксизм. Маркс открыл механизм производства прибавочного продукта, подлинного источника богатства. Маркс привел две основных доктрины:

В основе развития общества лежит производство; именно производство определяет политику любого общества.

Имеет место всестороннее раскрытие законов капиталистического общества.

Суть его взглядов заключалась в том, что в реальной жизни производства вообще не существует, что общественное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.

После Маркса экономическая теория развивалась в трудах Ленина.

В рамках современного этапа развития экономики в основу неоклассического направления положен принцип невмешательства государства в экономику – вмешательство государства может вызвать сбой в саморегулирующемя рыночном механизме. Неоклассики выступают за свободу частного предпринимательства, рыночных сил (представители Ф.Кейган, А.Лаффер).

Неокейнсианство, современный этап развития учения основоположника теории макроэкономики Дж. М. Кейнса, базируется на необходимости систематического воздействия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым условиям (Н.Калдор, Э.Эйхнер).

Институционально — социологическое направление рассматривает экономику в качестве системы, в которой отношения складываются под влиянием множества факторов. Объектами исследования являются «институты», под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (обычаи, привычки, инстинкты и т.д.) (Я. Тинберген). В современных условиях данное направление развивается как «институциональная экономика» и считается одним из самых перспективных.

Концепция неоклассического синтеза предполагает сочетание государственного и рыночного регулирования экономики (Д.

Хикс, П. Самуэльсон), устраняя явные различия в подходах кейнисанском и классическом.

Неолиберализм — отстаивание принципа саморегулирования. Рынок как наиболее эффективная система хозяйствования создает наилучшие условия для экономического роста; свобода субъектов экономической деятельности имеет приоритетное значение (В. Ойкен, Ф. фон Хайек). Последователями теории неолиберализма и его ответвления – ордолиберализма – являются и Л. Эрхард, А. Мюллер-Армак. Ими основана теория социальной рыночной экономики, которая при практическом применении привела послевоенную Германию к «экономическому чуду».

Отдельно стоят маржиналисты – Е. Бем-Баверк, К. Менгер. По их мнению потребительский выбор зависит от степени значимости потребляемого блага для данного индивида, уровня насыщенности и количества этих благ — данное утверждение легло в основу «теории предельной полезности».

Основные этапы становления и развития экономической теории

Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских “Законах Ману” (IV — III в. до н.э.) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 — 479 г.г. до н.э.) мы обнаруживаем различение умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый — монополия высших слоев общества, второй — удел простолюдинов.

Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430 — 345 г.г. до н.э.), Платона (427 — 347 г.г. до н.э.), Аристотеля (384 — 322 г.г. до н.э.) — можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения :

· идея о полезности как основе ценности благ,

· оценка стоимости продукта также и трудом;

· рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.

Термин “экономия” (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. “Ойкос” — дом, хозяйство; “номос” — учение, закон.

Сегодня в русском языке понятие “экономия” используется в другом значении, оно замещено термином “экономика”, используемым в следующих значениях:

a) хозяйство (страны, района, группы стран);

b) научная дисциплина, изучающая хозяйство;

c) исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему.

Все древние мыслители физический, производительный труд считали неприличным занятием для свободного гражданина.

Христианство совершило переворот в общественном взгляде на хозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд — необходимое и святое дело. В библии мы можем выделить размышления по поводу принципа справедливой цены, общественной, а не индивидуальной оценки ценности благ, о собственности, о богатстве и др. экономических проблемах. Но все эти взгляды в общей сложности не представляли целостного учения.

Как наука экономическая теория возникла в ХVI- XVIII веках. Это — период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке — меркантилизм(меркантильный — денежный).

Сущность их учения — в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально — только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса. Составляющая меркантилизма — политика протекционизма,направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.

Наиболее известные меркантилисты — ТомасМан (1571 — 1641 г.г.) и АнтуанМонкретьен(1575 — 1621 г.г.). Последний ввел в научный оборот термин “политическая экономия”, опубликовав“Трактат по политической экономии” в 1615 г. Первая часть термина проистекает от греческого “политейя” — “государственное устройство”. Дословно политэкономия переводится как законы хозяйствования в государстве. Появление термина связано с усилением роли государства в экономической жизни. С тех пор понятие используется с разной интенсивностью как обозначение общей экономической теории.

Англия XVII века была самым экономически развитым европейским государством. Не случайно здесь появилось немало мыслителей — экономистов, среди них — ВильямПетти (1623 — 1686 г.г.). Важнейшие его работы: “Трактат о налогах и сборах” (1662 г.), “Политическая арифметика” (1646 г.), “Кое-что о деньгах” (1682 г.). Знаменитый афоризм Петти: “Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля — его мать”.

ШотландецДжонЛо(1671 — 1729 г.г.), современник В. Петти, впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как “отец инфляции”. Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом.

Французский экономист ФрансуаКенэ( 1694 — 1774 г.г.) — глава школы физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis — природа, kratos — власть). В центре теоретической системы физиократов — сельское хозяйство, производительным они считали лишь земледельческий труд. “Экономические таблицы” ( 1758 г.) Ф. Кенэ — попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта.

Анн Робер ЖакТюрго- французский экономист, финансист, представитель школы физиократов. И сегодня сохраняет ценность “закон убывающего плодородия”, который расширительно сегодня трактуется как “закон убывающей производительности (отдачи)”. Согласно Тюрго, увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной.

Основоположником классической школы в экономической науке является АдамСмит (1729 — 1790 г.г.). Основной его труд — “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.). Центральная идея — идея либерализма в экономике — минимальное вмешательство государства, рыночное саморегулирование на основе свободного движения цен. Экономические регуляторы Смит назвал “невидимой рукой рынка”. А. Смит считал, что хозяйственная деятельность осуществляется людьми, склонными к реализации прежде всего собственной выгоды, в этой связи ввел термин “экономический человек”. Ориентация на реализацию личного интереса обусловливает, согласно взглядам Смита, упорядоченность в экономических отношениях.

Смит утверждал: “Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь в меру легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей”.

А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости (но не был последовательным ее сторонником), показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, четко сформулировал принципы рационального налогообложения.

ДавидРикардо(1772 — 1823 г.г.) — другой представитель английской классической политической экономии. Основной труд Рикардо — “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817 г.). Отличительная черта его научной системы — признание закона стоимости фундаментом, на котором выстраивается в единое целое теория политической экономии. Рикардо считал, что единственный источник стоимости — труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). Из этого он сделал социальный вывод: прибыль — результат неоплаченного труда рабочего. Рикардо выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, раскрыл механизм образования дифференциальной ренты.

Принцип сравнительных издержек, выдвинутый Рикардо, и сегодня используется для обоснования эффективности международной специализации и кооперирования производства.

Жан БатистСэй- французский экономист (1767 — 1832 г.г.). Маркс называл его одним из первых представителей вульгарной политической экономии. Сэй — сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономику. Он идеализировал систему свободного рынка, отрицал возможность экономических кризисов, допускал возможность перепроизводства лишь отдельных товаров. Сформулировал так называемый “Закон Сэя”: “Предложение рождает свой спрос”. Иными словами, спрос в рыночной экономике, в конченом счете, определяется предложением, следовательно, экономика всегда достигает равновесия.

Джон СтюартМилль (1806 — 1873 г.г.) — английский экономист, философ, общественный деятель. “Основания политической экономии и некоторые приложения ее к социальной философии”, его главная работа, была написана в 1848 г. Милль дал развернутое и систематизированное изложение положений классической школы. Основной формой преодоления пороков капитализма считал реформирование принципа частной собственности путем ограничения права наследования. Считал необходимым ради улучшения капиталистической системы осуществлять перераспределение доходов. Обосновал принципы рационального налогообложения. Заложил основы буржуазного реформизма.

Марксизм — направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. КарлМаркс(1818 — 1883 г.г.) — основоположник марксизма, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Главный его труд — “Капитал”, первый том которого был издан в 1867 г. Важнейшие открытия:

· учение об общественно-экономических формациях;

· выявление исторически преходящего характера капитализма как социально-экономической системы;

· теория воспроизводства и экономических кризисов;

· учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; противоречиях товара;

· учение о прибавочной стоимости, выявление сущности наемного труда и капиталистической эксплуатации;

· оригинальный анализ эволюции форм стоимости и истории возникновения денег;

· сущность абсолютной ренты.

Главное внимание К. Маркс уделял социальным аспектам экономических отношений, антагонизму классов. Практических рекомендаций по усовершенствованию капиталистических отношений не дал, так как не видел их. Опирались на исследования Маркса не только его последователи, но и критики. Догматизм “марксистов” оказал не менее негативное влияние на развитие отечественной экономической мысли, чем критика марксизма.

Социальными аспектами экономических отношений современные экономисты — теоретики Запада только начинают активно заниматься. При этом им неизбежно приходится обращаться к истокам — учению К.Маркса.

Теория маржинализмабыла сформулирована во второй половине XIX века.

Маржинализм (от английского marginal, “предельный”) — теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономических процессы, исходя из использования крайних ( предельных) величин и состояний.

Первые попытки введения маржинального анализа были сделаны в середине XIX века французским математиком, философом и экономистом Антуаном Курно(1801-1877 г.г.). В 40-е годы он опубликовал “Исследования математических принципов теории богатства”, где и обозначил основные положения маржинального (предельного) анализа. Работа осталась незамеченной современниками.

Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными. Укажем их имена и основные работы:

Карл Менгер (1840 — 1921 г.г., — основоположник австрийской школы), “Основания политической экономии” — 1871 г.,

его ученики:

Фридрих фон Визер (1851 — 1926 г.г., “Теория общественного хозяйства” — 1914 г.),

Евгений Бем-Баверк (1851 — 1914 г.г., “Капитал и прибыль” — 1884 — 1889 г.г.).

Наиболее значимым вкладом “австрийцев” в экономическую теорию было использование принципиально нового — субъективного — подхода к определению стоимости, суть которого — определение стоимости блага с позиций индивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной, цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицы продукта.

Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели. Математический аппарат анализа предельных величин разрабатывался представителями так называемой математической школы:

швейцарцем ЛеономВальрасом (1834 — 1910 г.г.). Математик по образованию и научным интересам, он применил математический аппарат к экономическому анализу, разработал модель общего экономического равновесия;

английским экономистом Уильямом СтенлиДжевонсом (1835 — 1882 г.г.). Джевонс сформулировал математическую интерпретацию предельной полезности, которая используется и поныне;

американским экономистом Джоном БейтсомКларком(1848 — 1938 г.г.). Он систематизировал и развил взгляды маржиналистов, сформулировал теорию предельной производительности, которая используется в современной экономической науке для обоснования распределения доходов.

Современная экономическая теория в западных странах преимущественно называется “Экономикс” и представляет попытку синтеза маржинализма и классической политической экономии. Название “Экономикс” ввел в научный оборотАльфредМаршалл(1842-1924 г.г.), профессор Кембриджского университета. Главный труд А. Маршалла — “Принципы экономикс” — 1890 г., оставался основным учебником по экономической теории в западных странах вплоть до окончания второй мировой войны. Дж.М. Кейнс — ученик А. Маршалла — назвал его величайшим экономистом XIX века. Маршалл пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен; использовал понятие рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса.

Эволюция терминов “экономика”, “политическая экономия”, “экономикс” и “общая экономическая теория” обусловлены историческими причинами, но, по-существу, являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки — науки об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом.

Джон МейнардКейнс(1883 — 1946 г.г.) — сторонник “регулируемого капитализма”, его теория служит важнейшим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежной политики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, объемы национального производства, подавлять экономические кризисы. Основной труд Кейнса — “Общая теория занятости, процента и денег”(1936 г.). Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужила основой для выработки экономических политики развитых государств Запада. Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа. Главный элемент концепции Кейнса — принцип эффективного спроса.

Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 12; Нарушение авторских прав

Реферат

Возникновение и развитие экономической теории

Введение

1. Понятие и сущность экономической науки

2. Возникновение экономической теории

3. Этапы развития экономической теории

4. Научные школы экономической теории

Заключение

Список литературы

Введение

С древнейших времен люди пытались найти законы, по которым развивается экономика, найти и определить от чего зависят экономические понятия. Но чаще всего в результате этой деятельности формулировались субъективные принципы развития еще далеких от совершенства экономических систем, верные только для определенного времени. С накоплением опыта появляются и экономические теории, все более полезные с практической точки зрения.

Сложность экономических явлений потребовала развития экономической науки до уровня, на котором она могла бы понимать и объяснять эти явления, давать ответы на поставленные самой жизнью вопросы.

Таким образом, современная экономическая наука — это результат наслоений разных исторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения, предлагала свои темы, формулировала свои понятия и теории.

С выделением экономики в отдельную отрасль знания со своими учебниками, кафедрами, журналами, исследовательскими центрами и научными обществами, иными словами, по мере профессионализации и институционализации этого вида деятельности в дело вступает еще один важный фактор развития экономической мысли — фактор научного сообщества.

Экономическая теория особенно необходима тем. кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микро-уровне — уровне отдельного предприятия или на макроуровне — уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.

1. Понятие и сущность экономической науки

Экономика как хозяйство является общим объектом исследования со стороны различных экономических наук. Термин – экономика, имеет два значения:

Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения является понятие — хозяйство.

Во-вторых, экономика обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

“Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: “эйкос” — хозяйство (дои) и “омос” — закон, так что экономика в буквальном переводе с древнегреческого означает — законы хозяйства.1”

“Так что в буквальном переводе «ойкономия» означает «наука о доме» или “искусство управления домом“.2”

Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков.

В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е.

ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми). Принято различать:

-экономику семьи (т. е. экономические процессы, связанные с хозяйством, которое ведет одинокий человек или группа близких людей, живущих вместе);

-экономику фирмы (т.е. экономические процессы, связанные с деятельностью организации, производящих блага для продажи);

— экономик у региона (т.е. экономические процессы. связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей, которые там живут);

-экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. экономические процессы. связанные с куплей-продажей благ, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм);

-общеэкономические процессы (т.е. процессы. которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).

Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином — микроэкономика, тогда как изучение общеэкономических процессов — забота макроэкономики.

По существу, экономическая наука предстает как совокупность наук, изучающих как экономику в целом, так и ее отдельные и составные части.

Любую науку формируют две составляющие: теория и практика, которые взаимно обусловливают друг друга — теория без практики мертва, практика без теории слепа. Теория как таковая представляет систему знаний, дающую целостное представление о каком-то объекте или явлении.

“Экономическая теория — это система знаний об экономике как хозяйстве. Эти знания научные, так как они облечены в определенные идеи, положения, формулы, категории и понятия.3”

Общая экономическая теория является фундаментом конкретных экономических теорий. В следующих параграфах, будет изучаться возникновение и развитие экономической теории.

2. Возникновение экономической теории

Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а позже — средневековых богословов, пытавшихся совместить ценности такого общества с неуклонным развитием в его недрах товарно-денежного обмена.

“Как наука экономическая теория возникла в 16 — 17 веках. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внутренних и внешних рынков.4”

Мощным импульсом к развитию экономических знаний стала международная торговля. В 16 — 17 веках её проблемы пробудили внимание общественности многих стран к вопросам экономической политики. Это привело к формированию общественного самосознания вокруг национально-государственных экономических интересов.

“В спорах об экономической политике ковались базовые экономические понятия и рождалось понимание того, что в экономике, как и в естественной природе, действуют объективные законы, без познания и учета которых никакой политик не может рассчитывать на успех своих начинаний.5”

К началу 18 века отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностях в экономических процессах стали складываться в первые теоретические системы. Пионерами новой науки — политической экономии — выступили автор первого развернутого теоретического трактата ирландец Ричард Кантильон, лидер первой научной школы «экономистов» (физиократов) француз Франсуа Кенэ и, наконец, шотландец Адам Смит — первый классик экономической науки, мыслитель, благодаря которому политическая экономия заняла достойное место в системе наук.

В следующих параграфах будет рассматриваться становление и основные идеи экономической теории.

3. Этапы развития экономической теории

Выделяются несколько этапов экономической теории:

На первом этапе решалась проблема формирования экономики как науки. К нему относятся учения Древнего мира и Средневековья вплоть до возникновения в экономической мысли классической школы (середина 16 века). В этот период ученые пытались систематизировать экономические взгляды и воззрения, определить границы экономической науки.

На втором этапе ученые занимались разработкой проблем терминологии и формирования системы экономических категорий (16 — середина 19 века). Сюда относятся разработки меркантилистов, физиократов, представителей классической школы, марксистов.

“В течение данного периода экономическая наука выделяется в самостоятельную дисциплину и ученые приступают к разработке ее категориального аппарата.6”

По мере становления рыночной экономики формируется и система экономических категорий, раскрывается их сущность и содержание, определяются функции экономической науки, подвергается эволюции её предмет, который становится системообразующим элементом всей системы категорий, обогащается методология исследования социально-экономических явлений, формируются теоретические подходы к основным направлениям внешней и внутренней политики.

К этому периоду относятся учения Т.

Мэна, У. Петти, П. Буагильбера, Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо, Ж-Сэя, С. Сисмонди и др., включая разработки К. Маркса и Ф. Энгельса.

На третьем этапе начинаются исследования проблем развития и функционирования всей экономической системы, механизма ее регулирования. К этому периоду (середина 19 — начало 20 века) относятся разработки неоклассического направления (австрийская, кембриджская, математическая школы), американской, социальной, социально-исторической правовой школ, институционализма.

На этом этапе определяется функциональная роль экономики. Теоретический анализ социально-экономических явлений обогащается по мере выделения и исследования субъективных, психологических, социальных, правовых, технологических и экологических аспектов в трактовках экономических категорий.

Видоизменяется и методология, расширяется предмет исследования экономической теории, выделяется микроэкономика, активно формируются функциональные и отраслевые дисциплины, в экономической политике отстаиваются идеи экономического либерализма, внедряются идеи социального контроля общества над экономикой.

«На четвертом этапе решаются проблемы управляемости экономической системы: ее функционирования, регулирования, формирования инфраструктуры и институционального оформления.7»

В течение данного периода (начало 20 века и современность) ученые разрабатывают различные модели функционирования экономических систем, приступают к поиску вариантов оптимального сочетания рыночных и государственных методов регулирования экономики, практической отработке инструментов стабилизирующих социально-экономические процессы, исследуют проблемы функционирования мировой экономики как системы рынков, ресурсов, товаров, капитала, валют, процессы интернационализации производства и капитала, трансформации, интеграции экономических систем и их воздействия на национальные экономики, модифицирующее их функционирование.

Современные ведущие направления экономической теории — кейнсианство (включая нео- и посткейнсиантство), неоклассическое (неоконсервативное) и социально-институциональное.

Итак, экономическая теория как наука начинается с того момента, когда она стала выступать в качестве системы знаний о развитии экономики, общества со своими законами и закономерностями, принципами и методами.

Происхождение экономики

Стр 1 из 4Следующая ⇒

Класс

Время: 2 часа

Цель урока:объяснить учащимся, насколько важно изучение экономической теории, рассмотреть что такое экономические блага, и научить учащихся отличать их от неэкономических, изучить понятия микроэкономики и макроэкономики.

Тип урока: лекция

План.

1. Введение

2. Происхождение экономики

3. Какую роль экономика играет в жизни людей

4. Почему и зачем люди участвуют в экономической деятельности

5. Понятие экономики как науки

6. Экономические объекты

Введение

Ребята, вы учитесь в школе, изучаете многие предметы, знакомитесь с различными учебниками по этим предметам. Там рассказывается о природе, исторических событиях, о том как грамотно писать, сочинять, считать.

Вокруг только и говорят об экономке, словно в мире нет ничего интереснее ее. Газеты, радио, телевизор переполнены словами «экономическое положение», «экономические трудности».

Экономика – это о тебе, о твоей нынешней и будущей жизни, о твоих родителях и соседях, о городе и т.д.

Благосостояние людей, их обеспечение всем необходимым зависит прежде всего от состояния экономики, от ведения хозяйства. Все наше существование тесно связано с экономикой. И твое настоящее, и будущее также зависит от экономики.

Разве действительно все в нашей жизни есть экономика или то, что связано с экономикой? Ведь человеку больше всего нужно счастье, любовь, радость? Причем здесь экономика?

Вот скажем дома, в школе, на улице – где собственно эта экономика? Что это: деньги, могучие заводы? Многие люди считают, что экономика относится только к бизнесу и еще к рынку, ее даже стали называть рыночной. Но ведь самые разные товары покупают в магазинах, а не на рынке. Выходит не так просто понять де собственно экономика, или она вся в ларьках или где-то спрятана. Давайте попробуем разобраться в этой самой экономике.

Происхождение экономики

Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) путем соединения двух слов: «эйкос» — хозяйство и «номос» — закон, т. е. «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» или «умение вести домашнее хозяйство».

Все дело в том, что более двух тысяч лет тому назад древние греки вели хозяйство в основном домашним способом. Каждый дом, двор старались обеспечить себя всем необходимым для жизни. Такое хозяйство историки называют натуральным.

Конечно, и в те далекие времена уже существовал рынок, люди покупали и продавали товары, происходил обмен.

Но все же многие предметы первой необходимости создавались в своем домашнем хозяйстве. За многие годы существования домашнего хозяйства люди вырабатывали правила хозяйствования. Вот эти правила и были названы вначале экономией, а потом – экономикой.

С тех пор очень многое изменилось. Домашнее хозяйство еще остается, но основные средства существования людей создаются, производятся не дома, а на предприятиях. Хлеб пекут в пекарнях, одежду шьют на фабриках, машины изготавливают на заводах, даже воду и тепло доставляют на дом в готовом виде. А вот название «экономика» осталось. Сейчас под экономикой понимают хозяйство в самом широком смысле этого слова. И домашнее хозяйство, и хозяйство фирмы, и хозяйство города, даже целого государства – все это экономика. Экономика включает производство, строительство, транспорт, торговлю, обслуживание населения. А раз торговлю, то и деньги, ведь покупать товары приходится за деньги.

3. Какую роль экономика играет в жизни людей?

С хозяйством, как хорошо известно, связаны большие хлопоты. Оно требует внимания, заботы, ухода. Зачем же, спрашивается, человеку, людям нужно брать на себя груз этих забот, заниматься хозяйством, экономикой? Не проще ли жить весело и беззаботно без экономики?

Оказывается, что так не получается и не может получиться. человек нужны определенные условия и среда существования, без которых невозможна сама жизнь. Частично, как мы знаем, эти средства и условия создает природа, окружающая нас естественная среда. Она дарит нам воздух, свет, тепло, воду. Поэтому наряду с экономикой надо думать, заботиться об экологии.

Но человеку недостаточно тех средств, жизненных благ, которые он получает от природы. Ведь ягодами, грибами, дикими плодами все человечество не накормишь и в шкуры диких зверей всех людей не оденешь. В пещерах стало жить неуютно, хочется иметь благоустроенную квартиру. На диких лошадях ездить можно, но в автомобиле лучше, удобней и безопасней. Греться можно у костра, но не будешь же все время разводить костер?

Для того чтобы выжить, человек должен удовлетворять свои основные потребности, т. е. людям нужна пища, одежда, жилье и т. д., чего не может им дать в нужном виде и в достаточном количестве природа.

Все, что нужно человеку для жизни, в чем они нуждаются, в экономике называют потребностями.

Многочисленные потребности людей, которые непрерывно возрастают количественно, становятся разнообразнее, способна удовлетворить только экономика, хозяйственная деятельность. Таким образом, экономика есть главное условие и основной источник обеспечения жизни людей. Набор основных потребностей в разных географических районах неодинаков, например, в жарких странах потребность в калорийной пище, теплой одежде и теплом жилище больше, чем на севере.

Нужды человека разнообразны, таким образом знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая описывает все разнообразие человеческих потребностей и желаний.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг.

Блага– продукты питания, одежда, мебель, автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви и телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги. Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

Услуга – действие приносящие пользу, помощь другим; бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь.

Потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, обутый и одетый человек захочет:

· Удовлетворить свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилье.

· Появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т. д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом и др.

Наши потребности всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг – редкие, или ограниченные – мы не можем получить их в том количестве, в каком захотим. Эти блага принято называть экономическими, т.е. товары и услуги объем которых:

· недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере.

· может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, т.е. тех элементов производственного процесса без которых он невозможен.

· приходится тем или иным способом распределять.

Есть блага и другого типа: например, воздух, которым мы дышим, вода там, где ее много (река, озеро).

Они называются свободными или даровыми или неэкономическими, т. е. это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина потребности в них. А поэтому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно (воздух, солнечный свет, дожди).

В жизни отличить экономические блага или услуги от неэкономических благ или услуг очень просто: экономические – платные, неэкономические – бесплатные.

Основные этапы развития экономической теории

Экономическое мышление является ровесником человеческого об­щества, так как хозяйственно-экономические проблемы всегда находи­лись в центре внимания людей. Донаучное фиксирование проблем встре­чается в мифах, легендах, религиозных верованиях.

Первые научные проблемы были сформулированы еще в письмен­ных источниках Древнего Востока, где ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им; отсюда бе­рут начало статистика, учет, аграрно-экономическая наука.

Многие важные экономические процессы рассматривались уче­ными античности: Платоном, Аристотелем. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмотрел основные экономичес­кие закономерности жизни общества своего времени. Философ и эко­номист, Аристотель исследует основание пропорций обмена, проис­хождение и функции денег, значение торговли и т.п. Римское право частной собственности стало классическим для всей последующей ис­тории и сыграло выдающуюся роль в прогрессивном развитии эконо­мических отношений. Однако все это было лишь отдельными элемен­тами экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки.

В средневековье представления об экономических явлениях фор­мировались в рамках церковных учений, а также в политических теори­ях, в фантазиях раннего утопического социализма.

В указанные периоды знания об экономических отношениях носи­ли разрозненный характер, не имели самостоятельного значения, со­ставляя побочный продукт философских, исторических, политических изысканий. Поэтому их следует рассматривать как предысториюэко­номической науки.

Меркантилизм- первая школа политэкономии (итал. мерканте — купец). В XVI в. господствует политика активного денежного балан­са — это ранний меркантилизм. Основное требование государства — деньги должны оставаться в стране. Местные купцы обязаны возвра­щать выручку в свою страну, а иностранные купцы — тратить деньги внутри страны.

Второй этап — поздний меркантилизм (XVII в. — начало XVIII в.). На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т. е. установка на превышение вывоза товаров над ввозом. В этом случае положительная разница в деньгах остается в стране, а приток денег до­стигается экономическими методами (ограничение иностранной торгов­ли высокими таможенными тарифами, льготные условия для экспорта товаров).

Иначе говоря, богатство общества отождествлялось с золотом, а источником богатства меркантилисты считали неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами. Мер­кантилисты способствовали разложению феодализма, первичному на­коплению капитала. Характерными выразителями идей меркантилизма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер.

«Классическая школа»политэкономии зародилась в Англии в кон­це XVII в. — начале XVIII в. в период буржуазной перестройки про­мышленного производства, когда господство торгового капитала сме­нилось господством промышленного. Ее родоначальники — физиократы(греч. физиократия — власть природы), источником богатства считав­шие только сельское хозяйство, работу на земле. Постоянно воспроиз­водимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех про­фессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, при­водят в движение промышленность и поддерживают процветание на­ции.

В теоретическом наследии основоположника школы физиократов Франсуа Кенэважное место занимает учение о чистом про­дукте, который сейчас называют национальным доходом. Источником чистого продукта является земля и вложенный в нее труд людей, заня­тых в сельском хозяйстве. А в промышленности и в других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится, а происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Отсюда следует вывод о бесполезности промышленности как таковой.

В противовес меркантилистам физиократы отвергали государствен­ное регулирование экономической жизни. Главная идея физиократов — естественныйхарактер экономических процессов — принцип «дайте лю­дям делать то, что они хотят» — существенно повлияла на все дальней­шее развитие экономической теории и практики.

Своего высшего развития классическая политэкономия достигла в трудах британских ученыхАдама Смита и Давида Рикардов кон­це XVIII в. — начале XIX в., поскольку Великобритания была в тот период самой пере­довой в экономическом отношении страной. Капиталистические отноше­ния получили в Англии большое развитие, и буржуазия была заинтересо­вана в научном анализе капиталистического способа производства.

По А. Смиту, предмет изучения экономической науки — эконо­мическое развитие общества и повышение его благосостояния. Он счи­тает, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Источник богатства — не торговля и сфера обращения, а сфера производства, развитие сельского хозяйства. Богатство общества — все то, что создается материальным производством. Условием роста бо­гатства являются разделение труда, рост его производительности. Ры­ночные цены складываются под влиянием спроса и предложения и отличаются от естественных цен — цен, определяемых затратами тру­да на его создание. В развитом обществе источником стоимости, наря­ду с трудом, становятся капитал и земля, поэтому цена товара склады­вается из заработной платы, прибыли и ренты. Смит приходит к выво­ду, что с ростом общественного богатства растут доходы всех классов общества.

Основу экономического учения А. Смита составляют принципы свободной конкуренции, свободного предпринимательства и невмешательства государства.Только при свободном движении капитала, товаров, денег и людей ресурсы общества могут использоваться оптималь­но.

Д. Рикардо главной задачей политэкономии считал выявление за­конов, управляющих распределением доходов. Капитал — накопленный прошлый труд. Он был уверен, что рост доходов капиталистов обязательно снижает доход рабочих, и наобо­рот, и видел здесь жесткую закономерную обратную связь.

Рикардо трактует понятия стоимости, заработной платы, капита­ла, прибыли, ренты последовательно в духе трудовой теории. Труд — это естественный создатель стоимости товара.

Устойчивость денежного обращения является важнейшим условием нормального развития экономики. Для этого необходим свободный раз­мен бумажных денег на золото — «золотой денежный стандарт». Риккар­до был приверженцем количественной теории денег, увязывая измене­ние их стоимости как товаров с их количеством в обращении.

Итак, А. Смит, Д. Рикардо и другие представители классической школы обосновали положение о том, что источником общественного богатства является все общественное производство. Они ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в сущность исследуемых явлений; заложили основы трудовой тео­рии стоимости; исследовали механизм воспроизводства общественного капитала; предприняли попытку объяснить законы, управляющие эко­номическими явлениями; выступали за ограничение вмешательства го­сударства в экономику, за свободу торговли.

Карл Маркс и Фридрих Энгельсв XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. В рамках последнего было сформулировано учение об обще­ственно-экономических формациях, составляющих их элементах, жест­ко детерминированных причинах смены формаций, определяющих, с авторской точки зрения, содержание исторического процесса. Марксизм воспринял, переработал и дал свою интерпретацию теоретического наследия классической политэкономии. В марксистской концепции была разработана теория цены производства, сформулирована позиция по проблемам противоречия товара, двойственного характера труда, зако­на стоимости как закона движения товарного производства. К. Маркс дал свой анализ эволюции формы стоимости, предложил понимание различия между стоимостью и меновой стоимостью, создал концепцию теории прибавочной стоимости и неизбежной гибели капитализма.

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, или маржинализм(англ. marginal — предельный). Теория маржинализма — это экономи­ческий анализ преимущественно с точки зрения отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется, прежде всего, собственными оценками предельных выгод и пре­дельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена. Классиками теории маржинализма явля­лись экономисты австрийской школыКарл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений фон Бем-Баверк. Теория маржинализма активно исполь­зовалась при анализе взаимовлияния цены и спроса на конкретные то­вары, при определении взаимозаменяемости и взаимодополняемости различных факторов производства.

Неоклассическое направление экономической теории (английский экономист Альфред Маршалл) исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Именно в рамках неоклассического направления был разработан и получил распространение принцип функцио­нальных соотношений экономических процессов. Исследование эконо­мики на основе принципа функциональных взаимозависимостей полу­чило название «economics» («экономикс»). Спрос и предложение являются равнозначными элементами меха­низма рыночного ценообразования.

Рыночное саморегулиро­ваниесчитается единственным эффективным способом функционирова­ния экономики. Государственное вмешательство может привести к нару­шению экономического равновесия, к снижению эффективности.

Институционализм(от лат. institutum — установление, учрежде­ние, правило поведения, правило взаимодействия) — это в определенном смысле альтернатива неоклассическому на­правлению экономической теории. Институционалисты движущей си­лой экономики наряду с материальными факторами считают также ду­ховные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте, т.е. объекты исследования, институты, не под­разделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу. Представители данного направления (основатель — Торстейн Веблен, послевоенное развитие — Джон Гэлбрейт) поддерживали идею государственного регулирования экономики.

На вызов традиционного институционализма представители неоклассической теории (основного течения современной экономической на­уки) в 70-е годы 20 века ответили расширением сферы неоинституциональных исследова­ний. Неоинституционализмопирается на традиции австрийской шко­лы применительно к анализу социальных институтов. К неоинституциональному направлению относятся теория трансакционных издержек, теория прав собственности, теория контрактов и др. (нобелевские лауреаты Рональд Коуз и Даглас Норт, О. Уильямсон и т.д.), теория общественного выбора (нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен) и др.

Кейнсианствовозникло в 30-е гг. XX в. в связи с необходимостью вывода западной экономики из мирового кризиса. Книга выдающегося ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» послужила теоретико-мето­дологическим обоснованием необходимости государственного регулирования экономики и основой для разработки программ стабилизации экономики с помощью антикризисных мер правительств в ряде государств Европы и США. По оценкам многих эконо­мистов, эта книга явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран в настоя­щее время. Ее главная идея — систематизация рыночных экономичес­ких отношений. Однако Кейнс полагает, что максимально возможную занятость и экономический рост можно обеспечить только активным вмешательством государства в экономику.

Важнейшим направлением современной экономической теории яв­ляется концепция монетаризма(англ. monetary — денежный), лидером которой стал американский экономист Милтон Фридмен. В центре исследований монетаристов стоит проблема стаби­лизации экономики, в которой главенствующая роль принадлежит де­нежным факторам, регулированию денежной массы.

В 70-е гг. XX в. мировую экономику потряс сильнейший экономи­ческий кризис, разразилась инфляция на фоне общего сокращения про­изводства. Инфляция снизила инвестиционную активность и дальней­шая активизация экономики с помощью кейнсианских рецептов стала невозможной. Тогда интерес политиков обратился в сторону монета­ризма, провозглашающего незыблемость основ рыночной экономики — свободной конкуренции и свободного ценообразования как условий дос­тижения равновесия. Идеи монетаризма были опробованы республиканским правитель­ством США. Наибольшего успеха монетарные экономические воззре­ния имели во времена Р. Рейгана («рейганомика»), они позволили осла­бить инфляцию при реальном укреплении доллара. Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания — антикризис­ные мероприятия: стимулирование экономической активности с исполь­зованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфля­ции для повышения спроса и подстегивания производства.

Сложный путь экономической науки в XX в. был ознаменован про­цессами дифференциации и интеграции экономического знания, появ­лением нетрадиционных его отраслей. Ряд новых направлений и школ оформился в самостоятельные теории. Несмотря на различия в понима­нии многих явлений и процессов, все они имеют функциональный ха­рактер, т.е. современная экономическая наука свои основные усилия связывает с разработкой путей совершенствования экономического ме­ханизма общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления?

2. Сформулируйте определение понятия «экономика».

3. Назовите основные проблемы, которые изучает экономика.

4. Какие проблемы исследует экономика? Что изучает каждый уровень экономики?

5. Каковы особенности изучения микро — и макроэкономики?

6. Каковы функции экономики? В чем их смысл?

7. Каково содержание методов научного познания в экономике?

8. Какие противоречия можно обнаружить в воззрениях представленных учёных-экономистов?

9. Объясните основные отличия классической политической экономии от «экономикс» (современной неоклассической теории).

10. Объясните значение марксизма в современном мире.

11. Какую цель ставил перед собой основатель макроэкономики Дж. Кейнс?

12. Что М. Фридмен, основатель монетаризма, считал главным в управлении экономикой со стороны государства?

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *